Как научить ребёнка планировать дела?

Почему нужно научить ребенка планировать дела

Как только у  детей появились уроки и новые обязанности, то неизбежно сократилось количество свободных часов. У ребенка в начальной школе нет времени, когда можно погулять, поиграть в компьютер, зато у детей есть домашние обязанности. Ребенку, который до этого большую часть времени играл, такая нагрузка непосильна. Дети начинают уставать, болеть и школьная адаптация затягивается.

Ребенок в начальной школе тратит на учебу семь часов в день. Потом он посещает секции и кружки, на которые тратит еще два часа. Получается, что на общение с друзьями, домашнее задание, личные дела и обязанности остается пять часов. Родителям необходимо объяснить ребенку, как составить такой список дел, в котором получится сбалансировать учебу, отдых, домашние задания и хобби.

Когда первоклассник учится планировать свой день, он развивает волевые качества: учится ставить перед собой цель, принимать решение о начале деятельности, выполнять действия, проявлять усилия и контролировать результат. Еще первоклассник развивает саморегуляцию – он учится управлять своими поступками и настроением. Также ученик развивает самоконтроль. Школьник лучше понимает, как оценить результат своей деятельности.

 

Как организовать совместную работу с ребенком
над списком дел

Выделите свободное время утром или вечером, чтобы проверить актуальность дел в списке своего ребенка. Помните, что запланированные дела могут занимать больше времени, чем ожидал ребенок. Поэтому планируйте запас времени на трудные дела.

Проконтролируйте пользу от каждого дела, которым будет заниматься ваш ребенок. Поговорите с ребенком и запишите  этапы работы над каждом делом.

Нельзя отвлекаться во время подготовки списка дел с ребенком. Поэтому лучше перевести телефон в беззвучный режим, а также убрать со стола лишние предметы.

Если дел в списке слишком много, то предложите ребенку переоценить список. Предложите  ребенку убрать неважные дела. Поместите готовый список дел на видное место – подойдет рабочий стол ребенка, шкаф или холодильник. А потом понаблюдайте, как ребенок пользуется списком.

 

Как помочь ребенку составить список дел

Составьте  пошаговую инструкцию. Надо выполнить пять шагов, чтобы помочь ребенку спланировать дела. Школьник выберет дела, проверит их актуальность и степень трудности.

 

ШАГ 1. Подготовить список всех дел

Ребенок записывает все дела, которыми хотел бы заниматься после школы. Пусть пишет все, что считает нужным. Попросите добавить в список то, чем бы он хотел заниматься: обучиться игре на гитаре, танцевать, поучаствовать в олимпиаде, отправиться в путешествие с родителями.

 

ШАГ 2. Проверить актуальность

Прочитайте внимательно все пункты списка. Уточните, что выполнять он точно не хочет: не готов и не будет тратить время. Вычеркните эти пункты. 

Теперь определите главный список действительно важных дел. Это будет «Список дел после школы». Рядом с ним есть список «Самые актуальные дела».

 

ШАГ 3. Определить степень трудности

Помогите заполнить список «Трудные, сложные и легкие дела». К причинам трудности относится эмоциональный настрой, когда тяжело собраться и выполнить конкретное дело, когда нет навыка, чтобы выполнить дело, например, ребенок плохо читает.

 

ШАГ 4. Рассчитать, сколько времени отвести на дела

В списке «Дела на каждый день»обратите внимание ребенка на время в школе ежедневно – оно фиксированное. Не отодвигайте в плане время, когда ребенок идет спать. Установите правило заканчивать выполнять домашнее задание или игру к определенному времени.

 

ШАГ 5. Распределить дела на длительное время

Попросите ребенка подумать и вспомнить, чем бы он еще хотел заниматься. Помогите заполнить «Календарь дел на учебный год и каникулы».

Пользователей размером шрифта не менее 24 pt: «Для перевода сайта в режим "Версия для слабовидящих" используется изменение размера текста. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Увеличить Ctrl + "+", Уменьшить Ctrl + "-" В браузере Safari Увеличить Cmd + "+", Уменьшить Cmd + "-"»